Особенности программного периода 2014-2020 гг.

Долгосрочная цель ЕС в отношении Беларуси заключается в том, чтобы Республика Беларусь стала демократическим,стабильным, надежным и все более процветающим партнером, с которым расширившийся ЕС будет имеет не только общие границы, но также и общую программу, в реализации которой ЕС и Беларусь будут руководствоваться общими ценностями. 

ЕС и Республика Беларусь подписали Рамочное соглашение (18.12.2008 г.), в котором закреплены детальные положения, касающихся правовых основ, применимых к мероприятиям, финансируемым полностью или частично за счет средств ЕС, и установлено верховенство закона Республики Беларусь над всеми видами деятельности, финансируемыми ЕС в Беларуси. 

Принятая в 2004 г., Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР2020), является основополагающим документом политики развития для страны. Оперативные первоочередные задачи развития изложены в Программе социально-экономического развития на 2011-2015 годы. Принципы программирования международной помощи в Беларуси определены в Национальной программе международного технического сотрудничества (НП МТС). В НП МТС программах на 2012-2016 гг., по прежнему, основное внимание уделено национальным приоритетам в следующих областях: 

  • развитие человеческого потенциала, инициативы и предпринимательства; 
  • эффективное государственное управление и повышение качества государственных услуг 
  • экологическая устойчивость;
  • региональное развитие.

Проекты очередных пятилетних национальных программ международного технического сотрудничества (НП МТС) разрабатываются с учетом национальных 18 приоритетов на основе предложений, представленных соответствующими центральными государственными органами управления,областным и Минским городским исполнительными комитетами, а также другими учреждениями и организациями. Национальные приоритеты в рамках НП МТС основаны на принципах устойчивого социально-экономического развития и направлены на формирование высокоэффективной национальной экономики,проведение социальных реформ, обеспечивающих достижение экономического процветания, на расширение мер по охране окружающей среды для устранения последствий Чернобыльской катастрофы. 

В основу текущей НП МТС на 2012-2016 гг. положены Программа социально- экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. и Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.В программе основное внимание, по-прежнему, уделено национальным приоритетам в области развития человеческого потенциала, повышения уровня жизни, социального развития и помощи; устойчивого экономического роста на основе внедрения инноваций, укрепления международного сотрудничества, привлечения инвестиций и повышения ресурсо- и энергоэффективности; защиты окружающей среды, экологической устойчивости и восстановления районов, пострадавших от Чернобыльской аварии. 

Области вмешательства на программируемый период 2014-2017 гг. 

  • Социальная интеграция – Вмешательство ЕС в смежных областях здравоохранения и социальной интеграции обеспечит расширение деятельности по информированию общественности в отношении проводимых ЕС мероприятий,внедрение инноваций в политическую жизнь и проведение диалога с местными и региональными органами власти,благодаря чему гражданское общество будет иметь возможность играть более значимую роль в плане предоставления экспертного опыта и услуг. Оказание поддержки в удовлетворении нужд развивающихся рынков труда в сочетании с развитием человеческого потенциала, в том числе оказание поддержки в области получения профессионального образования и подготовки, в частности, социально незащищенными категориями населения, позволит создать дополнительные возможности.
  • Окружающая среда – Европейский Союз имеет возможность оказать существенную помощь в достижении целей и решении задач по направлениям НСУР2020: совершенствование системы регулирования и экономических стимулов в области рационального использования и охраны окружающей среды; принятие нормативно-правовых актов по рациональному использованию окружающей среды, водопользованию и защите окружающей среды и их гармонизация с европейскими стандартами; внедрение ресурсосберегающих методов и технологий, экологически чистого производства; повышение устойчивости лесных, земельных и водных ресурсов к внешним воздействия; снижение уровня выбросов загрязняющих веществ; упорядочение образования, обработки и захоронения промышленных и бытовых отходов; усовершенствование мониторинга окружающей среды и повышение информированности населения. Рациональное использование окружающей среды лежит в основе устойчивого развития в политике, проводимой как ЕС, так и Республикой Беларусь.
  • Местное/Региональное экономическое развитие будет оставаться одной из первоочередных задач правительства на ближайший период. В частности,в текущей Программе социально-экономического развития на 2011-2015 гг. изложен масштабный план модернизации, в том числе меры по устойчивому региональному развитию, развитию человеческого капитала,структурным реформам в экономике, оказанию существенной поддержки МСП и частному сектору, созданию условий, способствующих развитию бизнеса и повышению конкурентоспособности,более эффективному управлению экономикой и интеграции в мировую экономику. Помощь в этом секторе главным образом направлена на поддержку регионального и местного развития, а также Зеленой экономики.Учитывая существующую диспропорцию уровня развития столичного региона и областей, оказание поддержки местным и региональным частным инициативам,МСП и некоммерческим организациям является ключевой областью вмешательства, дополняющего меры, осуществляемые в общегосударственном масштабе. 
  • Дополнительные меры поддержки гражданского общества ВНСУР2020 подчеркивается роль НГО, профсоюзов, деловых и научных объединений в качестве организаций и секторов, являющихся необходимыми для устойчивого развития в Беларуси. Предлагаемые меры призваны дополнить поддержку, оказываемую по приоритетным направлениям. Помощь, оказываемая в данной области, служит дополнением прямой помощи гражданскому обществу, предоставляемой в рамках других тематических инструментов, и предназначена для оказания целевой поддержки студентам, не охваченных образовательными программами ЕС. 
  • Дополнительная поддержка для развития потенциала Кроме секторальной помощи, в рамках оказания данной дополнительной помощи предусматривается предоставление конкретной помощи в выполнении первоочередных обязательств, вытекающих из возможных последующих соглашений с ЕС и диалога по вопросу мобильности, которые до сих пор не охвачены в рамках трех областей сосредоточения поддержки. Ориентировочные двусторонние ассигнования на период программирования в 2014- 2017 гг. составляют от 71 до 89 млн евро. В таблице ниже представлена индикативная разбивка по областям:

    Область вмешательства 1Социальная интеграция 30%
    Область вмешательства 2Окружающая среда 25%
    Область вмешательства 3Местное/Региональное экономическое развитие 25%
    Дополнительная поддержкаГражданскому обществу10%
    Дополнительная поддержка дляРазвития потенциала10%
    В рамках новой ЕПС используются новые принципы стимулирования – "больше за большее".С финансовой точки зрения это означает, что чем большего прогресса добивается страна в продвижении демократических реформ и укреплении институционального потенциала, тем больше она может рассчитывать на дополнительную помощь.Указанные принципы стимулирования позволяют оказывать поддержкустранам-партнерам, ставшим на путь демократизации, способствуют решению вопросов, связанных с удовлетворением их потребностей ввиду оздоровления экономики и мер, направленных на сокращение неравенства.