Другие инструменты внешней помощи ЕС

В рамках Инструмента сотрудничества в области ядерной безопасности для Беларуси реализовано два проекта. Один из них был направлен на оказание помощи в совершенствовании национальной нормативно-правовой базы в области радиационной защиты, в рамках другого была реализовано программа  помощи, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.       

В рамках Инструмента сотрудничества в области поддержки  демократии и прав человека реализовано  также 2 проекта: проект по оказанию помощи по совершенствованию системы отправления правосудия в Беларуси посредством расширения доступа судей и работников судов, прокуроров и прокурорских работников, адвокатов (работников системы отправления правосудия) к информации о международных стандартах в области прав человека и соответствующему прецедентному праву, ознакомления с передовым международным опытом, выработки рекомендаций по дальнейшему совершенствованию национального законодательства и правоприменительной практики, а также повышения понимания обществом роли судебной системы в демократическом правовом государстве. Проект финансировался совместно ЕС, ПРООН, ЮНИСЕФ. Другой проект был направлен на создание магистерской программы в области прав человека для Армении, Беларуси, Молдовы и Украины. 

В рамках Инструмента стабильности реализован один проект, направленный на предотвращение нелегальной торговли радиоактивными материалами. Кроме того, из средств этого инструмента  ЕС финансирует свою долю в проектах Международного научно технического центра в Беларуси. В период 2007 г. – июнь 2013 г.  в рамках МНТЦ в Беларуси было реализовано и реализовалось  свыше 90  проектов

Неиспользованными из доступных для Беларуси инструментов внешней помощи ЕС  на июнь 2013 г. оказались Инструмент макро-финансового содействия и Инструмент гуманитарной помощи. 

Из таблицы ниже следует, что  в рамках других инструментов внешней помощи ЕС, в 2007-2013 г. г. в Беларуси реализовано 5 из 7 проектов. Обязательства ЕС по данным проектам составляют 6,97 млн. ЕВРО. Отношение фактических расходов к обязательствам составляют 54,52 %.

Название инструмента внешней помощи

Обязательства,

млн. ЕВРО

Фактические расходы,

млн. ЕВРО

Количество проектов

Отношение фактических расходов к обязательствам, %

всего

реализовано

ИСЯБ

5,54

2,38

4

2

42,96

ИДПЧ

1,17

1,17

2

2

100

ИС

0,25

0,25

1

1

100

Всего

6, 97

3,8

7

5

54,52


Круг сотрудничества в рамках доступных в 2014-2020 г.г. для Беларуси инструментов внешней помощи ЕС очерчен в Документе о страновой стратегии.

Инструмент сотрудничества  в области ядерной безопасности

Сразу отметим страновой подход к программированию в рамках данного инструмента. В предшествующий период программирование в рамках этого инструмента проводилось совместно для Беларуси и Украины. Пока не ясно как такое программирование будет осуществляться на 2014 – 2015 г.г., однако, основываясь на результатах нашего анализа данного инструмента, можем предположить, что подход к Беларуси будет осуществляться как к стране, не имеющей атомных электростанций, но стремящейся к их возведению. В этом случае Беларусь может рассчитывать на поддержку:
  • регулятивного органа (МЧС, Департамент по ядерной и радиационной безопасности - Госатомнадзор), при этом основной целью может быть развитие необходимой инфраструктуры системы регулирования, технической компетенции органа ядерного регулирования и соответствующих организаций по технической поддержке;
  • разработки и развития стратегий и основных направлений деятельности по ответственному и безопасному обращению с отработавшим топливом и радиоактивными отходами. 
Оценочно доля Беларуси в проектах в рамках данного инструмента за период 2014-2020 г. г. может составить около 8,3  млн. ЕВРО.

Инструмент в области демократии и прав человека

В прошедшем программном цикле для республиканских органов госуправления Беларуси в рамках этого инструмента через ПРООН был реализован один проект. Еще в одном проекте участвовал БГУ.
В июне 2013 г. Представительство Европейского союза в Беларуси намеривалось провести конкурс заявок в рамках этого инструмента (номер конкурса: EuropeAid/134-605/L/ACT/BY) для представителей общественных объединений, а также местных органов и СМИ  Беларуси. Однако эта инициатива не нашла поддержки МИД Беларуси. 
Можно ожидать, что в программном периоде 2014-2020 г. г. активность этого инструмента в Беларуси, по крайней мере, для республиканских органов госуправления, будет невысокой. Поэтому, по нашим оценкам, общий семилетний бюджет в рамках ИДПЧ для Беларуси не превысит 1,8  млн. ЕВРО. Наиболее вероятным получателем помощи здесь может быть Минюст. 

Инструмент стабильности

Скорее всего деятельность этого инструмента в 2014 - 2020 г. г. в Беларуси  ограничится аналогичной деятельностью, осуществляемой в 2007 - 2013 г. г.: финансирование вклада ЕС в МНТЦ и поддержка безопасности на границе Беларуси с ЕС. Однако возможно также финансирование проектов, связанных с предотвращением  последствий глобального изменения климата. По нашей оценке  общий бюджет проектов с белорусским участием в рамках этого инструмента не превысит 0,4 млн. ЕВРО. 

Инструмент макрофинансового содействия

Как известно, в программном периоде 2007 - 2013 г. г. запрос Беларуси на финансирование в рамках данного инструмента не был рассмотрен по политическим причинам. Поэтому финансирование белорусских проектов в 2014 - 2020 г. г., по нашему мнению,  целиком зависит от развития политического диалога Беларусь – ЕС. В этой связи оценка поступления средств в рамках данного инструмента не проводилась.

Инструмент гуманитарной помощи

Офисом ЕК по предоставлению гуманитарной помощи (ECHO) помощь Беларуси оказывалась лишь единожды совместно с Программой ТАСИС. Эта помощь была направлена на закупку и поставку оборудования для диагностики рака щитовидной железы. В прошедшем программном цикле (2007 - 2013 г. г.) гуманитарная помощь Беларуси не оказывалась. ЕК сосредотачивает усилия на оказании гуманитарной помощи  наименее развитым странам и странам с низкими доходами. Беларусь с 2012 г. вошла в число стран с доходами выше средних, поэтому гуманитарная помощь в 2014 - 2020 г. г. Беларуси маловероятна.