Программы трансграничного сотрудничества

Программы трансграничного сотрудничества (как в рамках ЕИДП, так и в рамках ЕИД) относятся к совместным операционным программам. ЕК в таких программах отводится роль наблюдателя.
Подготовка программ ТГС на период 2014 - 2020 г.г. фактически началась в 2011 г. с совещания в г. Брюсселе. 
В основу разработки этих программ положены следующие принципы:
  • интеграция приоритетов Политики когезии (выравнивания) ЕС, особенно путем дальнейшего сближения правил трансграничного сотрудничества с правилами Европейского территориального сотрудничества (European Territorial Cooperation).
  • расширение географии программ с целью охвата важных экономических, социальных и культурных центров, важных для надлежащего функционирования программы;
  • полное применение принципа «совместного управления», включая государства - члены ЕС как подписантов Финансовых соглашений;
  • со-финансирование со стороны стран-партнеров, прежде всего, со стороны России.

Географическая зона действия

В рамках ЕИД существуют три вида программ трансграничного сотрудничества:
  • для сухопутных границ и с участием территориальных единиц уровня NUTS 3  или равного ему вдоль сухопутных границ между странами ЕС и странами-партнерами и (или) Российской Федерацией;
  • для морских границ и с участием территориальных единиц уровня NUTS 3 или равного ему вдоль морских границ между странами ЕС и странами-партнерами и (или) Российской Федерацией, при условии, что их разделяет расстояние не более 150 км, с учетом потенциальных правок, необходимых для обеспечения когерентности и продолжения существующего сотрудничества;
  • вокруг морского бассейна с участием территориальных единиц уровня NUTS 2 или равного ему, выходящих границами на морской бассейн, единый для стран ЕС и стран-партнеров и (или) Российской Федерации.

Программирование и выделение средств для трансграничного сотрудничества.

К настоящему времени ЕК подготовила  перечень стратегических и тематических предложений, общих для всех программ ТГС ЕИД (см. ниже). Каждая программа ТГС должна выбрать максимум 4 приоритета из представленного перечня в таблице. 
Продолжается разработка Правил реализации программ трансграничного сотрудничества. Эти будут правила включать положения о:
  • объемах и методах финансирования ;
  • подготовке, изменениях и закрытии программ;
  • роли и функциях программных структур: Совместного мониторингового комитета, Управляющего органа и Совместного технического секретариата, Совместных комитетов по отбору проектов, включая их состав, определение функций, подотчетность и сферы ответственности, описание систем управления и контроля, а также условий технического и финансового управления поддержки ЕС, включая доступность средств;
  • процедурах возмещения нецелевого использования средств МТП,  мониторинга и оценки;
  • деятельности по информированию и освещению;
  • совместном управлении.
Объемы индикативного финансирования в совместные программы трансграничного сотрудничества будут определяться, главным образом,  на основе количества населения  на территориальных единицах, участвующих в программах. При определении объемов индикативного финансирования могут вноситься правки для сбалансированности вкладов со стороны Фонда европейского регионального развития и бюджета ЕИД, а также с учетом других факторов, способных оказать влияние на интенсивность сотрудничества, таких как, например, особые характеристики приграничных областей и их способность принять и использовать поддержку ЕС. Отдельно отметим, что Россия намерена софинансировать программы ТГС с ее участием. Это отражает позицию России как стратегического партнера ЕС, когда софинансируемые проекты реализуются в интересах обеих сторон.

Перечень приоритетов для разработки программ ТГС ЕИД представлен в таблице:

Стратегические приоритеты

А. Содействие экономическому и социальному развитию регионов по обе стороны границ

В. Решение насущных проблем в сфере охраны окружающей среды, здравоохранения и безопасности

С. Создание более благоприятных условий для передвижения людей, товаров и услуг

Тематические приоритеты/подпритритеты  (для выбора программами ТГС)

п/п

название

подприритеты

1

Развитие предпринимательства, в том числе,  малого и среднего (Стратегический приоритет: A)

-Укрепление сотрудничества между государственным и частным секторами;
- Укрепление экономических кластеров;
- Увеличение конкурентоспособности;
- Содействие развитию предпринимательства; 
- Поддержка развития бизнеса в различных отраслях (например, туризм, сельское хозяйство)

2

Поддержка образования и научных  исследований, а также развития технологий и инноваций (Стратегический приоритет: A)

 

- Укрепление сотрудничества между бизнесом и учреждениями образования в сфере науки, исследований и инноваций, разработка общих планов переподготовки;
- Содействие развитию навыков и системы непрерывного образования;
- Поддержка сотрудничества в сфере образования на местном уровне;
- Поддержка исследований и инноваций.

3

Содействие развитию местной культуры и сохранению историко-культурного наследия (Стратегический приоритет: A)

- Содействие развитию национальных культур и истории;
- Поддержка традиционных ремесел для местного экономического развития.

 

4

Содействие социальной включенности и борьбе с бедностью (Стратегические приоритеты: A, B, C)

 

- Поддержка развития социальных услуг;

- Расширение доступа к социальным услугам;

- Содействие гендерному равноправию и равным возможностям;
- Поддержка интеграции мигрантов и уязвимых групп;
- Содействие занятости и поддержка мобильности рабочей силы;
- Стимулирование занятости молодежи.

5

Поддержка эффективного управления на региональном и местном уровне (Стратегические приоритеты: A, B, C)

Повышение потенциала местных и региональных органов власти;
- Координация планируемой деятельности;
- Поддержка региональной интеграции;
- Содействие правовому и управленческому сотрудничеству.

6

Защита окружающей среды, адаптация к изменениям климата (Стратегический приоритет: B)

 

- Совместные действия по защите окружающей среды;
- Сохранность и разумное использование природных ресурсов;
- Поддержка энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии;
- Содействие развитию низкоуглеродной экономики;

- Поддержка устойчивой системы управления отходами, а также системы управления сточными водами.

7

Улучшение доступности регионов, развитие транспортных и коммуникационных сетей и систем, не включая вопросы, затрагиваемые приоритетом 10 (Стратегический приоритет:C)

- Улучшение условий перемещения людей, товаров и услуг;
- Развитие транспортных услуг и инфраструктуры;
- Развитие информационно-компьютерной инфраструктуры.

 

8

Общие действия в сфере защиты и безопасности
(Стратегический приоритет:
B)

 

- Поддержка развития здравоохранения;
- Увеличение благосостояния;
- Предотвращение и борьба с организованной преступностью;
- Сотрудничество правоохранительных органов (обмен информацией и т.д.);

- Поддержка совместных действий по предотвращению природных и техногенных катастроф, а также совместных действий во время чрезвычайных ситуаций.

9

Содействие сотрудничеству в сфере энергетики (Стратегический приоритет: B)

- Производство энергии;

- Передача энергии;

- Распределение энергии;

- [Энергоэффективность затрагивается в приоритете 6  (см. выше)].

10

Содействие управлению границами и безопасность границ (Стратегический приоритет:  C)

- Поддержка безопасности и эффективности функционирования границ;
- Улучшение инфраструкты пунктов пограничного пропуска;
-  Улучшение операций по управлению границами, таможенных и визовых процедур

11

Иные приоритеты, которые не указанны выше  в пп. 1-10, но имеющие  значимую роль для трансграничного сотрудничества
(Стратегический приоритет: 
A, B или  C)

Тематический приоритет 11 качается только программам, в которых участвующая страна передает свое софинансирование органу управления программой.  В случае его выбора, данный приоритет будет рассматриваться как один из  четырех приоритетов программы.