Европейский инструмент добрососедства (ЕИД)

Договор о создании и функционировании ЕС предоставляет ему право устанавливать и развивать особые отношения со странами-соседями с целью развития зоны процветания и добрососедства на границах ЕС. В 2004 г. была разработана Европейская политика добрососедства (ЕПД), которая распространяется на 16 стран и территорий на Восток и на Юг от ЕС, в частности: Алжир, Армению, Азербайджан, Беларусь, Египет, Грузию, Израиль, Иорданию, Ливан, Ливию, Республику Молдова, Марокко, оккупированные Палестинские территории, Сирию, Тунис и Украину.

В рамках ЕПД ЕС предлагает своим соседям взаимоотношения на привилегированной основе, построенные на основе взаимной приверженности ценностям и принципам, таким как демократия и права человека, верховенство закона, разумное управление, принципы рыночной экономики и устойчивого развития, включая действия по охране окружающей среды. Указанная политика также предусматривает возможность политической ассоциации и углубленной экономической интеграции, роста мобильности граждан и развития контактов на уровне частных лиц. С 2007 по 2013 г. г. ЕПД финансировался из средств специально созданного для этих целей инструмента внешней помощи ЕС - Европейского инструмента добрососедства и партнерства ЕИДП, а с  2014-2020 г. г. продолжается через  ЕИД.
 
Общий бюджет ЕИД  стставляет 18 182 300 000 ЕВРО (в ценах 2013 г.).  До 5% от этого объема будет выделено на реализацию программ трансграничного сотрудничества.

Цели и задачи

Главной целью ЕИД является создание зоны процветания и добрососедства с сопредельными странами («странами-партнерами») посредством создания особого партнерства во благо стран-партнеров и общего блага ЕС и стран-партнеров, а также предоставление возможности России принимать участие в трансграничном сотрудничестве и соответствующих многострановых программах, что отражает особый статус России как одновременно соседа ЕС, так и стратегического партнера в регионе.

Поддержка развития политического сотрудничества и развития экономической интеграции между ЕС и странами-партнерами и, в частности, реализации соглашений о партнерстве и сотрудничестве, соглашений об ассоциации, либо других существующих или будущих соглашений или совместно согласованных планов действий будет осуществляться через решение следующих задач:
  • защита прав человека и фундаментальных свобод, верховенство закона, принципов равенства, установление реальной и устойчивой демократии, поддержка надлежащего управления, а также развитие гражданского общества;
  • достижение дальнейшей интеграции с внутренним рынком ЕС, а также расширенное секторное и межсекторное сотрудничество, включая действия по сближению законодательств и конвергенцию с законами ЕС и другими международными стандартами, развитие соответствующих институтов и возможностей для инвестиций, особенно совместных;
  • создание условий для хорошо управляемой мобильности граждан и поддержка контактов на межличностном уровне;
  • устойчивое и инклюзивное развитие  во всех областях, сокращение уровня бедности, в т.ч. посредством развития частного сектора; 
  • поддержка внутреннего экономического, социального и территориального единства, сельского развития, действий по предотвращению изменений климата и реагирования на катастрофы;
  • развитие уровня доверия в странах, а также другие меры, направленные на обеспечение безопасности и предотвращение конфликтов;
  • поддержка сотрудничества на субрегиональном, региональном и добрососедском уровнях, в т.ч. и трансграничное сотрудничество.
Поддержка ЕС может осуществляться также в других областях, если это соответствует общим целям Европейской политики добрососедства.

Политика предоставления помощи

Программирование и реализация МТП ЕС для стран-участниц ЕИД будет основываться на: 
  • соглашениях о партнерстве и сотрудничестве; 
  • соглашениях об ассоциации и других существующих или будущих соглашениях, устанавливающих отношения со странами-партнерами; 
  • соответствующих коммюнике, заключениях Совета ЕС и резолюциях Европейского парламента;
  • соответствующих заключениях о встречах встреч, проведенных на уровне министров с представителями стран-партнеров.
В случаях, когда между ЕС или страной-партнером не существует соглашений, подобных упомянутым выше, поддержка ЕС может осуществляться в том случае, если она необходима  для достижения целей политики ЕС. 
Основой  для определения приоритетов поддержки ЕС в рамках ЕИД являются:
  • совместно согласованные планы действий или другие равные им документы, подписанные странами-партнерами и ЕС.  
  • цели политики ЕС с учетом потребности страны-партнера в случае совместно согласованных планов действий или других равных им документов, подписанных странами-партнерами и ЕС. 
Ключевая  роль здесь отводится соглашениям об ассоциации, которые приходят на смену соглашений о партнерстве и сотрудничестве. Наличие Соглашения об ассоциации страны-пртнера с ЕС открывает такой стране наиболее широкий доступ к программам ЕС, в том числе внутренним.

Помощь  странам-партнерам в рамках ЕИД будет различаться по форме и объему в соответствии с уровнем приверженности этих стран  реформам и уровнем прогресса в их реализации. Такая дифференциация отражает уровень приверженности страны партнерству с ЕС, ее прогресс в построении реальной и устойчивой демократии, ее прогресс в реализации согласованных задач реформирования, нужд и возможностей страны, а также потенциальное воздействие поддержки ЕС. Помощь будет  осуществляться в партнерстве с бенефициарами. В это партнерство будут включены по необходимости национальные, региональные и местные власти, другие заинтересованные стороны, гражданское общество, социальные партнеры и другие негосударственные организации. Все они смогут участвовать в подготовке, реализации и мониторинге МТП ЕС. Помощь, в основном, будет со-финансироваться странами-партнерами через общественные фонды, вклады со стороны бенефициаров или из других источников.

При программировании и реализации мероприятий в рамках ЕИД должны быть обеспечены когерентность и координация с другими областями внешней деятельности ЕС и его государств-членов, в частности, с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ), а также  другими многосторонними и региональными организациями и органами, включая европейские финансовые организации, международные финансовые организации, агентства ООН, фонды и программы, фонды, а также доноров МТП вне ЕС.